Дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. дителей и их отношение к детям, разные формы обучения и общения со сверстниками)



дителей и их отношение к детям, разные формы обучения
и общения со сверстниками). Р.Пломин и Дж.Дефрайс
(Plomin, De Fries, 1985), анализируя влияние генотипичес-
ких особенностей индивида на специфику среды, с кото-
рой он взаимодействует в процессе онтогенеза, выделяют
три типа связей между генотипом и средой:

— пассивное влияние, когда члены одной семьи име-
ют и общую наследственность, и общую среду (неслу-
чайное сочетание наследственных особенностей и усло-
вий среды);

— реактивное влияние, при котором врожденные пси-
хофизиологические особенности ребенка могут повлиять
на отношение к нему родителей и сверстников, способ-
ствуя тем самым формированию определенных черт лич-
ности;

— активное влияние, при котором индивиды осуще-
ствляют активный поиск среды (или создают среду), ко-
торая в большей степени соответствует их наследственным
задаткам.

Возможно одним из самых интригующих моментов в "се-
мейной истории" является факт обнаружения генетической
детерминации в кластере признаков, включающих межлич-
ностную теплоту, сердечность и легкость социального взаи-
модействия внутри семьи (Plomin & Bergennan, 1991). Перс-
пективной в психогенетических концепциях можно считать
позицию, согласно которой важно не столько определить,
какой ген становится маркером для эволюционно-видовой
характеристики поведения, сколько выявить вклад наслед-
ственности в вариабельность признака, а также в форму орга-
низации предрасположенности в поведении, включая ин-
тенсивность проявления того или иного свойства.

Инвариантность, вариативность и детерминация

Существует и другая сторона соотношения инвариант-
ности отображения с вариативностью операционного со-
става процесса. Вариативность — это не только выражение
и следствие инвариантности, но и одно из средств ее фор-
мирования. И эта сторона дела становится тем более яв-
ной, чем ближе мы подходим к раскрытию самих психо-
физиологических механизмов сохранения инвариантнос-



общие принципы. ..



ти. Судя по всему, вариативность является одним из меха-
низмов инвариантности, связанным с более жестко де-
терминированными способами непроизвольного поведе-
ния субъекта. Паттерн автоматизированных — непроизволь-
но возникающих и функционирующих — механизмов пси-
хики обеспечивает, в свою очередь, инвариантность объект-
но-предметной ментальной репрезентации, а также удер-
жание инвариантного кластера реакций в пределах психи-
ческой нормы (противопоставляемой в данном случае пси-
хической патологии).


6956144436255079.html
6956169903564589.html
    PR.RU™