Методика исследовательской работы

Введение

Музеи называют грандиозной памятной книгой человечества. Но это не застывшая коллекция. Школьный музей должен непрерывно развиваться, обновляться, пополняться новыми экспонатами. Все это благодаря поисково-исследовательской деятельности, которую, как правило, ведут члены актива музея или учащиеся разных классов.

Поисковая и исследовательская работа в школьном музее тесно связаны между собой. Практически исследование является продолжением поиска. В работе могут быть использованы различные формы: индивидуальная, групповая (3-5 человек), массовая (например, поисковое задание для класса «Моя родословная»).

Поисково-исследовательская деятельность

Успех поисково-исследовательской деятельности во многом зависит от того, насколько продуманно организована работа. Можно выделить следующие этапы поисково-исследовательской работы:

1. Выбор и формулирование темы.

2. Определение цели и задач исследования.

3. Составление плана (определение источников поиска информации, распределение обязанностей и уточнение сроков, формы выполнения итоговой работы).

4. Проведение исследовательской работы: сбор, уточнение, накопление информации, ее изучение и анализ, выводы.

5. Подготовка и защита итоговой работы: реферат, доклад, экскурсия, стендовый доклад, разработка экспозиций, выставок, оформление альбомов, макетов и моделей, компьютерные презентации, видеофильмы и пр.

Выбор и формулировка темы поисково-исследовательского задания

В музейной практике исследования чаще всего проводятся по следующим направлениям:

– поиск и анализ документов и предметов по определенному вопросу;

– изучение и описание музейных экспонатов;

– разработка тематико-экспозиционных планов, структуры выставок, текстов экскурсий, сценариев мероприятий.

Тема исследования может быть предложена учителем, руководителем музея или выбрана самостоятельно. Формулировка темы должна четко отражать ее содержание. Возможно образное название, но с обязательным пояснением. Например, «Люди науки: дела и судьбы выпускников первого математического класса программистов 1963 г.». Важно «войти» в тему, понять ее сущность, определить ее актуальность и важность в музейной работе. В этом поможет предварительный анализ имеющихся материалов. Например, по названной выше теме в фонде музея сохранилась выпускная фотография и воспоминания классного руководителя, где дана информация об истории создания класса математиков-программистов (он набирался на конкурсной основе по инициативе академика С.Л. Соболева) и о некоторых выпускниках класса. Это помогло не только понять тему, но и определить основные пути поиска информации.



Определение цели и задач исследования

Этот этап работы проводится одновременно с выбором и изучением темы. Определить цель исследования – значит ответить на вопросы: зачем мы его проводим, что хотим получить в конечном итоге. Задачи уточняют цель, описывают основные шаги исследователя. Обычно планируется 2-3 задачи. Требования к ним: иерархичность (последовательность), достижимость (чтобы было под силу сделать), фиксирование по срокам.

Например, цель исследования «Люди науки…» – собрать материал о докторах и кандидатах наук, выпускниках 1963 г. Задачи – составить список выпускников с указанием, какие учебные заведения окончили, где работают, контактные телефоны или адреса; сбор фотографий, документов, воспоминаний, трудов с автографами; на основании этих материалов написать краткие биографические очерки.

Составление плана поисково-исследовательской работы

Перед началом исследования необходимо составить его предварительный план. В ходе работы этот план может изменяться, дополняться, совершенствоваться. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого необходимо определить, какие методы можно использовать, а затем выстроить их по порядку.

Например, познакомиться с материалами музея, прочитать книги или статьи по теме, спросить у других знающих людей, найти информацию в Интернете и пр.

Если поисковая работа проводится группой (2-4 человека), необходимо продумать распределение обязанностей между участниками исследования. Возможно, организовать распределение функций по тематическому принципу, когда каждый участник выбирает узкий вопрос общей темы или фамилии отдельных лиц и проводит поисково-исследовательскую работу от начала и до конца. Второй вариант – это выполнение каждым определенного вида работы (один отвечает за интервью или переписку, второй работает в библиотеке и т.д.). Эти обязанности уточняются на разных этапах работы.



Результатом поисково-исследовательской работы в музее должны стать не только найденные документы и предметы, но и их анализ, итоговый отчет. Формы отчета могут быть письменными, устными, наглядными. Среди них есть типичные для подведения итогов исследовательской работы (рефераты, доклады, стендовые доклады, и пр.) и характерные, в основном, для музейных исследований (альбомы, макеты, исследования музейных предметов, разработки экспозиций и выставок и пр.).

Исследование – процесс творческий и в ходе его проведения этот план зачастую приходится изменять, что-то дополнять, от чего-то отказываться. Но вместе с тем он дает возможность четкой организации работы, отслеживание результатов ее по срокам, их уточнение.

Методика исследовательской работы

На основании разработанного плана начинается непосредственно поисково-исследовательская работа. Ее первый этап– сбор, уточнение и накопление информации. Для этого используются все намеченные источники информации (просмотр каталогов и подбор литературы в библиотеках; подбор документов в архивах и музеях; Интернет; интервью, опросы и переписка с выпускниками, учителями, ветеранами). Следует знать, что информацию по краеведению, по истории гимназии №10 можно найти в Областном краеведческом музее, в Музее истории развития образования Новосибирской области, в Музее истории Железнодорожного района. Из библиотек наиболее богатый справочный материал по краеведению создан в Новосибирской областной научной библиотеке. Каталог «Новосибирская область» содержит информацию о книгах, статьях из сборников и периодических изданий, начиная с 1903 года издания. Есть также краеведческая картотека биографий, где в алфавите фамилий представлена литература об известных людях – ученых, писателях, педагогах, спортсменах и т.д. Из справочных и библиографических изданий при подборе информации часто используются: «Сибирская энциклопедия», энциклопедия «Новосибирск», ежеквартальный указатель «Литература о Новосибирской области», «Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области».

Одновременно со сбором информации необходимо создавать базу данных, в которой накапливаются все найденные материалы: копии статей и фрагменты текстов книг, интернет-подборки, документы, фотографии, записи воспоминаний ветеранов и выпускников, различные учебные предметы и пр.

Второй этап поисково-исследовательской работы – изучение и анализ информации, ее достоверности и исторической ценности. Отбор материала. Формулировка выводов.

Иногда в источниках встречаются различные трактовки одного и того же события, несовпадение цифр, понятий, фамилий и т.д. Например, дата переезда школы № 10 в новое здание – в одних источниках указывается 1938 год, в других – 1939 год. При обнаружении неточности и в поиске истины приоритетными источниками информации следует считать официальные документы (приказы, постановления), справочные издания.

В зависимости от темы и цели поискового исследования изучение информации может проводиться в разных формах. Например, составление литературного обзора. Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно по исследуемой теме из разных источников. Он обычно содержит наиболее существенную информацию из текста основного источника, сравнение и сопоставление этой информации с другими документами, критическую оценку прочитанного. Обычно литературный обзор составляется как часть реферата или при подготовке доклада и помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечая на вопросы.

Подготовка и защита итоговой работы – заключительный этап поисково-исследовательской деятельности. Итоги исследовательской работы в школьном музее можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (реферат, доклад, экскурсия, сценарий, описание музейных предметов и пр.), наглядные формы (стендовый доклад, разработки экспозиций и выставок, альбомы, макеты и модели). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.

Текстовые работы

Реферат часто является итоговой формой поисково-исследовательской работы по определенной теме. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации, самостоятельных выводов. Некоторые темы разрабатываются как зачетные по различным учебным предметам. Например, учащийся М. Берилло собрал интересные документы о трудовом обучении в десятой школе, в том числе из личного архива руководителя производственных мастерских В.С. Ковылина. На основании этих материалов он подготовил реферат и выступил с докладом на областной научно-практической конференции. Его реферат представлен в экспозиции Музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области.

Традиционно реферат имеет следующую структуру:

– введение (1-2 стр.), где формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата;

– основная часть организуется по главам или разделам в соответствии с планом работы. Каждый раздел завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, и собственной оценкой материала;

– заключение, где подводятся итоги работы, формулируются выводы;

– список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом (см. Приложение 2). Он может содержать не только литературные источники (книги, статьи из периодических изданий и сборников), но и интернет-подборки, кино-, фото-, аудио- документы, записи бесед.

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности. Чаще он готовится для устного выступления (на конференциях, семинарах), может быть опубликован в печати. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание, обоснованы выводы и предложения.

Экскурсия – наиболее распространенная форма подведения итогов исследовательской работы в школьном музее. Она может быть тематической («Опаленные войной»), об отдельном лице («А.А. Католиков – народный учитель, защитник сирот») и даже по отдельному экспонату. Главная цель экскурсий – раскрыть содержание экспозиции, фондов музея. Методика подготовки экскурсии такая же, что и при подготовке других устных выступлений (докладов, лекций): выбор темы и определение цели, изучение литературы, подбор экспонатов, составление текста. Возможны два варианта разработки содержания экскурсии. Первый, когда в начале проводится беседа по теме, а затем даются ссылки на экспонаты. Второй вариант – проведение экскурсии в форме обзора экспонатов. Видео, музыка, стихи используются для иллюстрации содержания и усиления эмоционального воздействия на аудиторию.

Экскурсия по одному экспонату (фотография, открытка с фронта, старинный учебник или предмет быта) может раскрывать разные аспекты исследовательской работы. Тематическое исследование, когда изучается эпоха, биографии людей и пр. Такая экскурсия отвечает на вопрос: «О чем поведал музейный предмет».

Второй вид исследования – это анализ самих предметов и документов: установление их происхождения, место и время возникновения, авторство, назначение и применение, признаки предметов (надписи, украшения, стилистические особенности, материал), обстоятельства появления в музее. Возможно объединение этих двух видов исследования.

Стендовый доклад. Данная форма принята в современной практике как наиболее удачная, обеспечивающая наглядность и концентрированность восприятия содержания.

Требования к стендовому докладу:

– соотношение иллюстративного и текстового материалаустанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.;

– оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 мин.;

– популярность. Информация должна быть представлена в доступной форме.

Структура стендового доклада включает: цели и задачи работы, описание сделанного, методы, используемые в ходе исследовательской деятельности, основные результаты и выводы. Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

В музейной практике распространенными наглядными формами итоговых работ являются разработки экспозиций, выставок, оформление альбомов.

В их подготовке можно выделить следующие этапы: выбор темы, подбор материала, разработка структуры, оформление.

Зачастую в отчете по исследовательской работе используется несколько форм итоговых работ. Например, по теме «Они из 1941» (о выпускниках школы этого года) была подготовлена литературно-музыкальная композиция, экскурсия по разделу экспозиции «Огневые - сороковые» и рассказ об удивительном документе, найденном в ходе исследования. Это – «Клятва верности школьному братству», составленная старшеклассниками десятой школы и датированная 1940 годом. Оставшиеся в живых выпускники сохранили ее и остались ей верны.

При любой форме итоговой работы необходимо подготовить краткое устное сообщение – защиту проекта. Обычно оно имеет следующую схему:

– актуальность избранной темы;

– постановка цели и задачи исследования;

– составление плана исследования;

– используемые методы и средства исследования;

– представление результатов;

– выводы и предложения, что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Таким образом, успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу. Помочь в этом – цель настоящих методических рекомендаций.

Приложение 1. Основы коммуникативной культуры (памятка учащемуся)

Приложение 2. Библиографическое описание документов. Составление списка литературы


[1]Тамара Григорьевна Шигаева, руководитель музея истории МБОУ гимназии № 10 Железнодорожного района г. Новосибирска http://io.nios.ru/index.php?rel=29&point=14&art=884


6957029054288515.html
6957082162894168.html
    PR.RU™