Партии как носители разных идеологий

Партии выступают носителями разных идеологий (Аним. 12). Политическая идеология - это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп.

Идеологическая доктрина играет существенную роль в интеграции самих партии, сплачивая вокруг них людей с общими взглядами на действительность и политическими устремлениями. Наконец, идеология - это канал связи между партией и массами ее сторонников.
Остановимся на наиболее значимых идеологиях, разделяемых современными партиями: консервативной, либеральной, социал-демократической и коммунистической.

В сравнении с другими идеологиями консерватизм на первое место ставит социальный порядок, предпочитая его свободе и равенству. Не отрицая возможности социальных изменений, консерваторы считают, что они могут быть успешны, если будут достигаться эволюционным, а не революционным путем. Элементы консерватизма можно увидеть в программах многих европейских партий (например, британская Консервативная партия), а в США - в заявлениях политиков-республиканцев. В последние десятилетия классический консерватизм трансформировался в неоконсерватизм, который, с одной стороны, отстаивает традиционные консервативные ценности (семья, религия, мораль, порядок и законность), а с другой - обращается к либеральным ценностям (права человека, свобода личности) (Аним. 14). Современный консерватизм полностью не отрицает и необходимости государственного регулирования, в то же время считая, что государство не должно мешать развитию рынка и ограничивать конкуренцию.
В либерализме на первом месте стоит принцип индивидуализма: автономность личности, свободное проявление личной инициативы (Аним. 15).



В рамках теории либерализма получили развитие идеи правового государства и разделения властей.
Классический либерализм свободу личности и равенство возможностей считает более приоритетными, нежели социальное равенство. Рынок и свободная конкуренция рассматриваются как условия реализации равных возможностей в экономической сфере. Но во второй половине ХХ в. классическая либеральная идеология претерпела ряд изменений. Более демократический вариант либерализма (социал-либерализм) (Аним. 16) пересмотрел формулу классического либерализма "минимум государства - максимум рынка" и не отрицает как необходимости государственного регулирования экономики (регулирование монополий, рынка труда и т.д.), так и социальных программ, призванных смягчить крайности социального неравенства. В последнее десятилетие на смену социальному либерализму пришел неолиберализм, делающий упор не столько на прямые программы помощи нижнему классу, сколько на создание условий для его профессиональной подготовки и переподготовки как реального воплощения идеи равенства возможностей. В США идеи неолиберализма получили практическое воплощение в деятельности администрации президента Б. Клинтона.

Социал-демократическая идеология утверждает ценности свободы, справедливости (равенства) и солидарности (Аним. 17). Достижение этих ценностей осуществляется через эволюционное преобразование капиталистического общества в новое состояние - демократический социализм. Путь к последнему лежит через утверждение политической, экономической и социальной демократии. Политическая демократия предполагает развитие правового государства, институтов гражданского общества, местного самоуправления. Под экономической демократией понимается соучастие рабочих в управлении предприятиями, сосуществование форм собственности ("смешанная экономика"), ограничение стихии рынка и крупного частного капитала государственным регулированием и антимонопольным законодательством. Социальная демократия рассматривается как тенденция выравнивания благосостояния и статусов людей через механизм перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. В отличие от анархистов и коммунистов социал-демократия рассматривает государство не как негативную силу, а как инструмент достижения справедливости и равенства. Действительно, обеспечение гарантий социальных и экономических прав (права на работу, жилье, медицинское обслуживание и др.) требует более активной правительственной политики. Представление социал-демократии о классовой борьбе отличается от традиционного марксистского подхода. "Классовая борьба" ограничена спектром конвенциональных форм поведения, главное из которых - участие в выборах. После второй мировой войны социал-демократия стала одной из основных политических сил во многих странах мира, и прежде всего в Европе.
С 80-х гг. ХХ в. глубокий идейно-теоретический кризис испытывает коммунистическая идеология (Аним. 18). Для нее характерна идея коренного переустройства общества: устранение частной собственности как средства достижения экономического, социального и политического равенства, подлинного народовластия, понимание справедливости как отсутствия эксплуатации, идея построения первоначально социалистического, а затем и бесклассового коммунистического общества. Несмотря на резкое сокращение численности коммунистических партий, во многих постсоциалистических странах, в том числе и в России, эти партии сохранили свое влияние на часть населения. Некоторые из них, несмотря на присутствие в названии определения "коммунистическая", по своим программам ближе к умеренной социал-демократии (например, КПРФ - Коммунистическая партия Российской Федерации). Современные коммунисты смягчили свою негативную оценку рынка, заявляя о необходимости формирования планово-рыночной, социально-ориентированной экономики. В то же время сохраняются партии и движения, ориентированные на более радикальные версии коммунистической идеологии (РКРП - Российская коммунистическая рабочая партия, РПК - Российская партия коммунистов).
Для характеристики идейно-политического спектра партий используется другая система координат, обозначаемая в терминах (Аним. 19): "левые", "правые", "центристы". Принадлежность партии к тому или иному флангу определяется ее отношением к объему государственного вмешательства в экономические процессы, к рынку и социальным программам. К "правым" относят партии, которые ориентированы на достижение экономической эффективности путем стимулирования "свободной игры" субъектов рынка при минимальном вмешательстве государства в экономику, на более экономное государство, что может быть достигнуто посредством упорядочения социальных выплат и пособий, ограничением числа получателей социальной помощи (только наиболее слабые и обездоленные группы населения). Для "правых" партий также характерно подозрительное отношение к любым альтернативным формам коллективного управления.
"Левые" партии, напротив, делают акцент на "социальной" эффективности, пути достижения которой им видится в ограничении стихийных проявлений рынка, активном государственном регулировании экономических процессов, уменьшении социального неравенства через расширение социальных программ. В сфере власти "левые" привержены моделям коллективного самоуправления на производстве и демократии участия. К "левому" флангу традиционно относят партии социал-демократические и умеренных коммунистов. К "центру" принадлежат партии, чьи предпочтения в отношении рынка и государственного регулирования четко не определены либо носят компромиссный характер. В странах Запада этот сектор политического пространства чаще всего занимают либералы.
Наряду с подобным делением в политологии существует представление о "крайне левом" и "крайне правом" флангах, к которым относят партии, имеющие особые радикальные программы. Западноевропейская традиция относит к "крайне левому" флангу радикалов, коммунистов и анархистов. Под "крайне правыми" обычно понимают националистов и религиозных фундаменталистов.



К НАЧАЛУ ТЕМЫ


6957132179555739.html
6957182076973539.html
    PR.RU™