Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии.

Факультета

1) Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии.

2) Функции философии.

3) Мировоззрение и его типы.

4) Мифологическое мировоззрение. Структура мифа. Мифологическая картина мира

5) Религиозное мировоззрение. Религия как форма общественного сознания. Роль слова -символа в религии.

6) Научное мировоззрение. Понятие научной картины мира. Становление механистической картины мира в 17 веке.

7) Понятие философского идеализма и материализма. Энгельс об основном вопросе философии.

8) Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

9) Основные философские школы Древнего Китая и Древней Индии.

10) Философия Древней Греции (общая характеристика).

11) Движение древнегреческого сознания от Мифа к Логосу как процесс формирования теоретического знания и « любви к мудрости»

12) Философия Древней Греции Проблема первоначала (архэ.)

13) Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике.

14) Платон и Аристотель как представители классической античной философии.

15) Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы, школы и представители.

16) Характеристика основных этапов, принципов и проблем средневековой философии.

17) Основные проблемы средневековой патристики.

18) Проблематика средневековой схоластики.

19) Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика.

20) Достижения натурфилософии Ренессанса.

21) Гуманизм как направление в философии Ренессанса.

22) Социальная философия Ренессанса.

23) Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт.

24) Немецкая классическая философия и ее представители. Проблема субъектно-объектных отношений.

25) Философия И.Канта.

26) Философия Г.Гегеля.

27) Философия К. Маркса и ее эволюция. Проблема отчуждения.

28) Основные направления и школы современной западной философии (философия жизни, феноменология, герменевтика, структурализм, философская антропология и др.)

29) Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития.

30) Русская философия. Истоки русской философии. Русское Просвещение. Русская философия 19 века.

31) Русская религиозная философия 20 века.

32) Философская проблема бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии.

33) Философское учение о материи и атрибутах ее существования.

34) Движение как способ существования материи. Диалектическое единство движения и покоя, изменчивости и устойчивости. Философское учение о единстве и многообразии мира, о его конечности и бесконечности.

35) Философское учение о пространстве и времени.

36) Основные законы и принципы диалектики.

37) Сущность и происхождение сознания. Структура и источник сознания. Язык и его функции.

38) Основные проблемы философской гносеологии. Познавательные способности человека.

39) Учение об истине в современной философии. Формы истины. Истина, заблуждение, ложь.



40) Проблемы философской антропологии.

41) Понятие социальной философии. Предмет и функции социальной философии. История социальной философии. Основные проблемы.

42) Общество как система. Структурные составляющие общественной целостности. Объективное и субъективное в общественном развитии. Понятие социальной закономерности.

43) Цивилизация и культура. Культура как мера освоения человеком себя и природы. Культура материальная и духовная, их диалектическое единство.

44) Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы. Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и общественная идеология.

45) Сущность и предназначение техники. Техника и научно-технический прогресс. Техника и человек.

46) История и философия техники.

47) Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт. Классификация наук. Структура научного знания. Основные стадии исторического развития науки. Научное и вненаучное знание.

48) Глобальные проблемы современности и их характеристика. Будущее человечества.

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии.

Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия –это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философиюможно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии –увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится:на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

– теорию познания;

– проблемы теории познания и творчества;

– этику;

– эстетику;

– теорию культуры;

– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

2. Функции философии.

Функции философии:

– мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовномуизменению).

Мировоззрение и его типы.

Мировоззрение– это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Выделяют две стороны мировоззрения – эмоционально-психологическую и интеллектуально-рациональную.

Эмоционально-психологическаясторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую.

Интеллектуально-рациональнаясторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.

Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения.

Существуют следующие типы мировоззрения:

1) мифологическое– формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

2) религиозное– сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

3) философское– от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

4. Мифологическое мировоззрение. Структура мифа. Мифологическая картина мира

Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология –система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

– как возник мир;

– как он развивается;

– что такое жизнь;

– что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

5. Религиозное мировоззрение. Религия как форма общественного сознания. Роль слова -символа в религии.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога,божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое миродействие и миропонимание.

По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

– через воспитание в условиях религиозной семьи;

– обучение в школе;

– опыт жизни;

– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.

6. Научное мировоззрение. Понятие научной картины мира. Становление механистической картины мира в 17 веке.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философияявляется учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философиинельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

– на первоначальные позиции ученого;

– его отношение к миру и познанию;

– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знаниеВненаучное знание можно разделить:

– на заблуждения,связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

– отношение философии и паранауки,некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

– эмпирический уровень исследования –направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

– теоретический уровень исследования –сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Философии.

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса Ф в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм б) идеализм в) дуализм.

Материализм — Ф-ое направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм — Ф-ое направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм Ф-ое направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних. Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит — огонь, Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Демокрит — атомы и пустота.)

2. Метафизический — материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма — вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же как печень выделяет желчь» Метафизические материалисты конца 18 века (Дидро, Маметри, Гельвецкий)

3. Диалектический материализм. (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный идеализм — система взглядов в которой в качестве первоосновы мира утверждается некое всеобщее духовное начало (идея, мировой дух, абсолютная идея).

2. Субъективный идеализм — система взглядов на мир человека, которое в качестве исходного начала берет одно из систем человеческого сознания (ощущение, восприятие, понятие).

Философия И.Канта.

Иммануил Кант(1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. Все его творчество делится на два периода: докритический,в котором он занимается в основном проблемами естествознания и проводит идею о развитии в природе, и критический, в котором главной его задачей являлось исследование возможностей познающего разума. В критическом периоде наиболее важными произведениями Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания.В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на первой ступенипознания уже возникает понятие «вещи в себе».

Вторую ступеньпознания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.

Третью ступеньпознания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума» (эта книга произвела революцию в философии). В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий (каждое из которых содержит тезис и антитезис):

1) «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис);

2) каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей;

3) существуют два рода причинности – один соответствует законам природы, другой – свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис);

4) существует и не существует абсолютно необходимое существо.

Таким образом, Кант явился представителем агностицизма.

Кант родился, прожил всю свою жизнь и умер в Кенигсберге. После окончания Кенигсбергского университета Кант некоторое время работал домашним учителем в домах прусских аристократов. Позднее он вернулся в университет, чтобы занять должность приват-доцента, а позже – профессора логики и метафизики.

Кант продолжал писать и исправлять свои теории вплоть до своей смерти в возрасте 80 лет, в самом начале нового века. И хотя он никогда не покидал своего родного Кенигсберга, его разум преодолел пространство и время и оставил неизгладимый след в мышлении своей цивилизации.

Философия Г.Гегеля.

Развитие немецкой классической философии достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770–1831). Основными его работами являются: «Феноменология духа», «Науки логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии истории», «Лекции по истории философии» и др.

Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития.

«Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени: 1)идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»; 2)идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»; 3)развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Гегелем в «Философии духа».

Задача философии, согласно философу, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения которых и является их самодвижение. Гегель обосновал основные диалектические законы развития:закон единства и борьбы противоположностей; взаимоперехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания.

Общественные взгляды Гегеля: 1)человеческое общество является высшей ступенью развития духа. В сфере всемирной истории дух реализует себя, ввиду чего вся история человеческого общества выступает необходимой и закономерной. Отсюда вытекает и его знаменитое изречение: «Все действительное разумно, все разумное действительно» как воплощение абсолютного духа. Консерватизм такой позиции проявился в утверждении, что прусские государственные порядки вместе с монархией являются высшим проявлением и воплощением абсолютного духа; 2)Гегель стремился обосновать особое положение германцев во всемирной истории как носителей абсолютного духа. В полном соответствии с этим националистическим принципом Гегель в «Философии права» возвел немцев в ранг господ, а все другие народы низвел до роли рабов; 3)с особым пренебрежением относился Гегель к славянским народам, считая, что славянская нация «до сих пор не выступала как самостоятельный момент в ряде обнаружений разума в мире»; 4)Гегель видел высокое назначение войн в том, что они сохраняют нравственное здоровье народов и предохраняют их от гниения, «которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира».

Основные формы бытия.

Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека.

Бытие человека:

1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);

2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

2) объективно существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

Бытие социальное:

1) бытие человека;

2) бытие человека в обществе.

Факультета

1) Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии.

2) Функции философии.

3) Мировоззрение и его типы.

4) Мифологическое мировоззрение. Структура мифа. Мифологическая картина мира

5) Религиозное мировоззрение. Религия как форма общественного сознания. Роль слова -символа в религии.

6) Научное мировоззрение. Понятие научной картины мира. Становление механистической картины мира в 17 веке.

7) Понятие философского идеализма и материализма. Энгельс об основном вопросе философии.

8) Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

9) Основные философские школы Древнего Китая и Древней Индии.

10) Философия Древней Греции (общая характеристика).

11) Движение древнегреческого сознания от Мифа к Логосу как процесс формирования теоретического знания и « любви к мудрости»

12) Философия Древней Греции Проблема первоначала (архэ.)

13) Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике.

14) Платон и Аристотель как представители классической античной философии.

15) Философия эпохи эллинизма. Основные проблемы, школы и представители.

16) Характеристика основных этапов, принципов и проблем средневековой философии.

17) Основные проблемы средневековой патристики.

18) Проблематика средневековой схоластики.

19) Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика.

20) Достижения натурфилософии Ренессанса.

21) Гуманизм как направление в философии Ренессанса.

22) Социальная философия Ренессанса.

23) Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт.

24) Немецкая классическая философия и ее представители. Проблема субъектно-объектных отношений.

25) Философия И.Канта.

26) Философия Г.Гегеля.

27) Философия К. Маркса и ее эволюция. Проблема отчуждения.

28) Основные направления и школы современной западной философии (философия жизни, феноменология, герменевтика, структурализм, философская антропология и др.)

29) Позитивизм. Основные проблемы и этапы его развития.

30) Русская философия. Истоки русской философии. Русское Просвещение. Русская философия 19 века.

31) Русская религиозная философия 20 века.

32) Философская проблема бытия. Основные формы бытия. Проблема бытия в истории философии.

33) Философское учение о материи и атрибутах ее существования.

34) Движение как способ существования материи. Диалектическое единство движения и покоя, изменчивости и устойчивости. Философское учение о единстве и многообразии мира, о его конечности и бесконечности.

35) Философское учение о пространстве и времени.

36) Основные законы и принципы диалектики.

37) Сущность и происхождение сознания. Структура и источник сознания. Язык и его функции.

38) Основные проблемы философской гносеологии. Познавательные способности человека.

39) Учение об истине в современной философии. Формы истины. Истина, заблуждение, ложь.

40) Проблемы философской антропологии.

41) Понятие социальной философии. Предмет и функции социальной философии. История социальной философии. Основные проблемы.

42) Общество как система. Структурные составляющие общественной целостности. Объективное и субъективное в общественном развитии. Понятие социальной закономерности.

43) Цивилизация и культура. Культура как мера освоения человеком себя и природы. Культура материальная и духовная, их диалектическое единство.

44) Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы. Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и общественная идеология.

45) Сущность и предназначение техники. Техника и научно-технический прогресс. Техника и человек.

46) История и философия техники.

47) Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт. Классификация наук. Структура научного знания. Основные стадии исторического развития науки. Научное и вненаучное знание.

48) Глобальные проблемы современности и их характеристика. Будущее человечества.

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии.

Философия(от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия –это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философиюможно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии –увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится:на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

– теорию познания;

– проблемы теории познания и творчества;

– этику;

– эстетику;

– теорию культуры;

– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

2. Функции философии.

Функции философии:

– мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовномуизменению).

Мировоззрение и его типы.

Мировоззрение– это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Выделяют две стороны мировоззрения – эмоционально-психологическую и интеллектуально-рациональную.

Эмоционально-психологическаясторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую.

Интеллектуально-рациональнаясторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.

Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения.

Существуют следующие типы мировоззрения:

1) мифологическое– формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;




6963841479345368.html
6963867468393481.html
    PR.RU™